Новое в детском саду в связи с введением ФГОС ДО
06 декабря 2018
«Что нового принесет стандарт дошкольного образования для ребенка-дошкольника?»
Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения». Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило нам качественно новую модель образования - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС). А что же нового принесет стандарт дошкольного образования для детей - дошкольников?
В связи с введением стандарта в дошкольном образовании, наиболее значимым такие изменения как: приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений является индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника, а ведущим видом деятельности является игровая. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса (В. С. Лазарев). Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это то новое, основное, что было взято за основу данного Стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности, инициативности, готовности меняться.
Большие изменения мы наблюдаем и в требованиях к основной образовательной программе. «Если все образовательные программы определяются через приобретение тех или иных знаний, то здесь совершенно другое определение образовательной программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей» (А. Г. Асмолов). Одна из важнейших задач стандарта — поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. По их словам, должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь они будут формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Если ребёнок любит, например, лепить, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности, посоветовавшись с родителями. Основная образовательная программа предполагает обязательную часть и часть, которая формируется участниками образовательных отношений. Обязательной частью считается программа поддержки социализации и индивидуализации детей. Сюда входит объяснение основ поведения в быту, в природе, в обществе, формирование правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо», восприятие окружающего мира. Вторая часть будет включать программы развития в одной или нескольких областях, в соответствии с выраженными потребностями детей.
Хочется отметить такой положительный момент вступление ФГОС ДО как изменение свойств предметно-развивающей среды, являющейся основой образовательной программы, необходимой для развития всех специфический видов детской деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитее ребенка. В соответствии с ФГОС предметно-развивающая среда имеет такие свойства как: насыщенность, трансформируемость, вариативность, полифункциональность, доступность.
Одним из важных условий реализации образовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГОС является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители- главные участники педагогического процесса. Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. ФГОС позволяет использовать инновационные методы и формы работы с семьями дошкольников, основными принципами которых являются: открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Несмотря на разные требования со стороны родителей, воспитателей и учителей школы к дошкольному образованию, новый стандарт гарантирует качественное дошкольное образование каждому ребёнку.
ФГОС может решить проблему доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп.
В связи с введением ФГОС ДО в детский сад пришло множество инноваций: методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка.
Новшеств в Стандарте много. Но много и того, о чем говорят "Новое-хорошо забытое старое". Педагогам предстоит осмыслить все положения ФГОС ДО, а главное, обеспечить методическое сопровождение в рамках его реализации.
Подводя итог, хочется ещё раз отметить, что главная задача ФГОС для дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста. Это ключевой момент, который ориентирует разработку стандарта. Важно не то, чему научили ребёнка, а то, мог ли он полноценно прожить этот возраст и готова ли школа принять его таким, каков он есть.